polozhenie-del-v-sovremennom-nozhevom-boyu Положение дел в современном ножевом бою.


1

Мы в социальных сетях:

Партнеры

Федерация Традиционных Боевых Искусств Европы

 

Коллегия «°33»


       

       

       
 

Положение дел в современном ножевом бою.

Вместо эпиграфа.

Сев писать эту статью, я понял, что без экскурса в историю никак не обойтись. Вновь и вновь я убеждаюсь в том, что события наших дней являются отражением дней прошедших. И ответы на вопросы, которыми мы задаемся, искать следует не в пространных рассуждениях современных философов ножевого боя, а в исторических книгах.

Изначально в Европе существовало два направления воинского умения — рыцарское и простолюдинское (гражданское), унаследованное людьми невоинского сословия
от бродячих и оседлых мастеров фехтования. Долгое время оба течения существовали параллельно, но постепенно гражданское, выходя на передний план, начало частично
адаптироваться к воинским нуждам. Повсеместное использование огнестрельного оружия к 16-му веку привело к угасанию рыцарского направления воинских умений.

После отказа от тяжелых доспехов, пропала нужда в мощных рубящих клинках и меч, изрядно похудев, превратился в длинную и тяжелую шпагу (espada), ставшей в паре с кинжалом (daga) постоянной спутницей горожанина.

Из книге «школы и мастера фехтования» Эгертона Кастла мы видим, что в эпоху бурного развития фехтования как науки (1500-1700 гг.) все технические действия сводились к набору ударов, защит и шагов, а так же приемов, построенных на их комбинации, характерных для каждой отдельной школы. Отсутствовала единая система терминологии, отсутствовала единая методика тренировок. Каждый преподаватель учил тому, что считал нужным, и в том объеме, за который ему платили. С любимыми (теми, кто больше платит) учениками преподаватель занимался отдельно, показывая один-два «секретных удара», неведомых остальным ученикам. Зачастую люди приходили взять два-три урока, выучить несколько ударов и защит, которых вполне хватало для поножовщины в кабаке или дуэли с таким же «искусным» бойцом.

Мы видим отсутствие системы, разброд и шатания. Не имея единой терминологии, не пытаясь уложить и связать друг с другом всю имеющуюся технику фехтовальщиков прошлого постигла бы та же участь, что и строителей Вавилонской башни. Если бы не одно «но».

Эти люди учились фехтованию не ради специфической романтики и не в попытке сбросить жирок, наросший благодаря сидячей работе. Они учились для того, чтобы драться. Не на тупых деревянных ножиках в светлых и уютных залах пару раз в неделю. А в любое время, на остром железе, в темных и грязных переулках.

В таких условиях шел постоянный жесткий отбор. Тех, кто не умел драться — убивали. Тех, кто плохо учился — убивали. Тех, кто имел при себе неэффективное оружие — убивали. Тех, кто пытался выполнить непрактичный прием — убивали. Только таким образом возможен единственно правильный ответ на вопрос: «является ли эта техника эффективной?»

Тогда фехтовать худо-бедно умели все. Среди этих жестких и сугубо практичных людей всегда находились люди особо увлеченные. Именно им, от природы одаренным способностями к нахождению общих элементов, анализу и систематизации, мы и обязаны развитию и распространению благородной науки фехтования.

Мароццо, Агриппа, Майер, Альфьери, все эти люди собирая и систематизируя информацию, последовательно приближались к созданию единой для всей Европы школы. Итог подвел Доменико Анжело (в 1763 году было опубликовано 1-е издание его книги «L’Ecole des armes»), который окончательно систематизировал и объединил всю имеющуюся на тот момент технику. Родоначальник династии фехтовальщиков, содержавших свою школу на протяжении трех поколений, он привел работу своих предшественников к закономерному итогу.

Ну вот наша экскурсия в глубь веков закончена. Отряхните руки от книжной пыли и посмотрите вокруг.

Что вы видите?

А я скажу, что. Сейчас в среде ножевиков творится тоже самое, что и в среде фехтовальщиков 500 лет назад. Каждый второй тренер (язык не поворачивается назвать их преподавателями) придумывает свою терминологию. Каждый третий берет по кусочку ото всех известных ему школ и видов единоборств.

В итоге попытка договориться о чем-то всякий раз терпит крах. Как-то раз я несколько дней пытался найти общий язык с активным представителем московской школы, который постоянно называл выпад протяжкой, путал технику передвижения со способом передвижения, такт с темпом и пытался найти мифический «движок» в европейских школах фехтования. Конкретное решение вопросов затрудняло то, что этот человек вынужден был давать определение каждому термину, придуманному его тренером. И на деле оказывалось то, что он его товарищи вроде бы интуитивно понимал, внятными словами объяснить невозможно. Более того, каждый из них давал разные определения своим «простым и интуитивно понятным» терминам.

Без четкой и понятной терминологии невозможно развитие школы. Это подводит нас к обсуждению источников проблем современного ножевого боя. Но об этом отдельно.

Наши коллеги эпохи Возрождения пришли к единственной правильной технике благодаря постоянным поединкам и проверке своих способностей в настоящем бою. У нас сейчас нет такой возможности. Руководствуясь только здравым смыслом, опытом предыдущих поколений и результатами вторичных экспериментов (отработка рубящих и колющих ударов на различных манекенах, поединки на тупом оружии) мы вынуждены двигаться по очень узкому и скользкому пути. Сильно забрав в сторону, мы можем скатится либо в художественную гимнастику, абсолютно не приспособленную к ведению поединка. Либо, и я не знаю что хуже, проявив беспощадность к себе, рискуем отработать и заучить самоубийственную технику, результатом которой в любой момент может стать тяжелая травма.

К сожалению, большинство нынешних спортсменов занимающихся ножами, отвергают всю историю фехтования, со всем опытом накопленным за 700 лет, с уже разработанной терминологией, тысячи раз проверенной и отработанной техникой. Полагаясь только на свой разум, они впадают в ножевую философию, выдвигая порой весьма сомнительные тезисы и строя свое обучение исходя из них.

Я предлагаю всем остановится и оглянутся назад, посвятить некоторое время изучению истории того дела, которым вы теперь занимаетесь. Думаю что это поможет вам выбрать более правильные ориентиры для дальнейшего развития.

      http://navaja-ru.livejournal.com/977.html?view=1745#t1745 высказать свое мнение можно здесь.

1



© 2011 Сайт о ножах «Наваха.ru»
e-mail: mail@navaja.ru

Поддержка сайта, продвижение сайта — 'Аврора'
Дизайн сайта — Goddem